Мероприятия
Новости

ТЕЛЕФОН
   г. Чусовой

Психологической
помощи

0 - 60

 

Примерный
порядок оказания
психологической помощи
несовершеннолетнему

Развитие рисования по возрастам. Дети от 1 до 3 лет

Примерно с года до трех лет ребенку важно максимально испробовать возможности материалов, которые попадают ему в руки. И чем шире выбор действий — тем больше знаний у мозга и лучше развивается его мышление.

Самое лучшее для запуска творческого потенциала у детей — это насыщение сенсорным опытом и тактильными ощущениями: холодное, горячее, гладкое, деревянное, шерстяное и т.д.

Малышам лучше больше играть с природными материалами — шишками, палочками, песком. Чтобы наполниться сенсорными ощущениями, малышу необходимо как можно больше: показывать, давать нюхать и трогать природные материалы. Например, высушенные хвойные иголки, которые прекрасно потом можно использовать в аппликации. Полезно: сыпать песок, фасоль, соль, глину, месить тесто, использовать пальчиковые краски, применять рисование ладошками (на мокрой поверхности, на сухой, на тарелочке и в ванной и т.д.). Замечательный пример сенсорного развития — шлепать ложкой по тарелке с бульоном. Тут и запах, и вкус, и цвет, и брызги во все стороны!

В этот период (1-3 лет) дети начинают испытывать художественные средства всем телом. Хороший вариант для рисования, когда ребенок все тянет в рот — это кусочек свеклы. Именно здесь мы даем ребёнку рисовать восковыми и сухими мелками, гуашью, акварелью. Говорим и показываем: — смотри, здесь потемнее получилось, а здесь светлее или ярче. Здесь острый карандашик, тоненькая полосочка, а здесь широкая.

Мы учим рисовать детей сверху вниз. Дождик идёт сверху вниз. Снизу вверх — так травка растёт. Именно так мы начинаем прорабатывать пространство. Дети очень долго думают, что мячик бывает только синим, поэтому, когда мы ходим в магазин, то показываем ребенку: — смотри, у тебя такой синий, а тут есть красный, а может быть и желтым. Так у ребёнка лучше и быстрее развивается воображение.

В возрасте одного года дети могут начать портить книги. Критиковать ребенка за такое поведение не нужно. Важно понимать, что у ребенка нет желания ничего испортить: он просто подражает пишущим взрослым и пытается проиллюстрировать книжку как художник. Лучше сделать простые книжечки самостоятельно, например — вклеить картинки на скрепленные листы бумаги.

Примерно в возрасте 2-2,5 лет дети увлекаются изображением окружностей. Выводя спирали и дуги, малыш начинает замыкать линии — получается нечто похожее на кривой круг. Обычно это происходит вскоре после того, как ребенок овладевает умением кружиться и бегать по кругу.

Постепенно из окружности вырастают «ножки». Изображается так называемый «головоног». В возрасте около трех лет практически все дети проходят в рисовании стадию «головоногов». Дети игнорируют уши и брови, но ноги рисуют. Так они изображают важное для них действие: мама ушла, мама пришла. Из-за роста детям видно только ноги. Позже художник сам заметит, что необходимы и другие детали. В этот момент они попросту не требуются — автор нарисовал все, на что обращает внимание.

Головоног — это психологический портрет самого ребенка, показывающий, что для него сейчас важнее всего эмоции и движение.

Любые каракули необходимо поощрять. Выберите самую прямую или самую непрерывную линию, или самую яркую. Похвалите ребенка за то, какая она красивая.

Рисуя тусклыми карандашами при слабом нажиме, ребёнок не видит яркий продукт своей деятельности, у него нет мотивации. Лучше, если это будут яркие мелки или восковые карандаши. У ребенка от года до трех лет на поделку должно уходить от 5 до 15 минут, но она должна быть полностью сделана.

Рисование учит детей владеть телом и выполнять задуманные действия. Кроме того — это наглядный способ запечатлеть свое присутствие в мире, как бы «метить территорию», заявляя, что я здесь тоже нахожусь.Детские каракули — образ двигательный и зрительный одновременно. Рисуя, дети учатся воспроизводить свои движения, создают их видимое воплощение. Им нравится многократно повторять заученный жест, водить рукой по листу бумаги туда и обратно.

Ребенок часто говорит во время рисования, ритмично повторяя короткие слова: «топ-топ», «кап-кап» и др. Это комментирование доставляет ему удовольствие, и, опираясь на ритм, он согласованно наносит штрихи на бумагу, то есть — осознает свои движения и многократно их воспроизводит.

По-настоящему предметного рисования не будет, пока не будет фразовой речи. В процессе рисования название рисунка может меняться, а если ребенка через некоторое время спросить, что изображено на картинке, он забудет про первоначальный замысел и придумает новое.

Бывает, что ребенок подкрашивает воду в стаканчике, смешивает краски на палитре, размазывает их по рукам и даже не подходит к листу. Не нужно делать выводов о том, что малышу неинтересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен и ребенок должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется. Или ребенок вдруг начинает макать карандаш в стакан с водой, заворачивает краски в бумагу, рисует тыльным концом кисти. Взрослым нужно набраться терпения — это обязательно пройдет. Чем лучше и больше ребенок «наиграется» с материалами —тем свободнее он ими будет владеть.

Рисуя, ребенок уже отлично готовит руку к письму. Еще один факт: ребёнок до трёх лет не обязан знать все цвета.

Дети от 3 до 5 лет

От 3 до 4 лет наиважнейший этап для занятий творчеством с ребенком. Можно реже садиться за творчество до трёх лет и после четырёх, но именно в период 3-4 года идёт формирование его сенсорно-моторных навыков. И поэтому — нужно активное вмешательство в детское творчество родителя либо педагога. Но предпочтительнее заниматься с ребенком самим родителям. Даже если вы пригласите учителя, то ребенок почувствует вашу нелюбовь к творчеству и точно так же начнет к нему относиться сам. Ведущая деятельность в этом возрасте — сюжетно-ролевая игра. И основой рисунка становится сюжет или рассказ о событиях.. Во время рисования ребенок постоянно комментирует свои действия — так же, как озвучивает их в игре. Замечено, что творчество без словесного сопровождения менее удачно и картинки при этом бедны деталями. При «молчаливом» рисовании чаще используются шаблонные образы, ребенок реже изменяет и дополняет рисунок новыми деталями.

Если ребенок многократно повторяет как-то раз удавшееся изображение, то это он просто полагается на моторную память. Это очень важная природная способность — отрабатывать навыки. Примечательно, что дети способны узнавать и интерпретировать рисунки своих сверстников.

До 3-4 лет дети не проявляют большого интереса к рисованию, потому что у них плохо развито абстрактное мышление. В этот период ребенок начинает рисовать у головоногов ручки. Туловище изображается чаще всего в виде круга или овала. Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены. Пропорции неправильные.

В пять лет в изображении появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол: мужские и женские фигуры рисуются по-разному. До четырёх лет лучше не держать в свободном доступе фломастеры. Можно выдавать их по требованию, например, нарисовать точки, которые не получаются карандашами. Хорошо, если ребёнок будет учиться нажимать на карандаш. Дети большие хитрецы, быстро понимают, что фломастер это очень легко и не требуется рассчитывать силы под нажим.

Дети 5-8 лет

Наибольшая активность к рисованию у детей с 5 до 8 лет. До пяти лет мы помогаем ребёнку создать образ, так как у него нет образного мышления. Если рассматривать различия между рисунками мальчиков и девочек, то мальчики рисуют более агрессивные рисунки, всегда какое-то действие: войнушка, солдатики, собаки, динозавры. Девочки же рисуют, стараясь соблюдать все правила, все шаблоны: если ёлка — то зелёная, если украшения — то такие же, как у мамы. В этот период ребенка интересует не только процесс рисования, но и полученный результат.

В дошкольном возрасте ребенок движется к большому перелому — кризису социализации семи лет. Он нацелен на общение и взаимодействие с другими людьми и рисует их огромными и значительными. В то же время — собачка может быть крохотной, потому что ребенок старается уменьшить ее от страха, а цветок вырастает выше дерева, потому что он красивый. Не нужно переубеждать ребёнка, что человек не может быть больше дома! В реальности ребенку прекрасно известны физические свойства предметов и он давно знает, что человек не может быть выше дома. Таким образом, он подчеркивает важность человека по сравнению со всем остальным на картинке. Ребенок рисует не предмет или явление, а собственное ощущение от него. Это сложно понять, но очень важно помнить взрослому. Мы постоянно пытаемся оценить, насколько рисунок похож на предмет и выносим приговор «хорошо» или «плохо», в зависимости от степени сходства. И ошибаемся, потому что для ребенка внешнее соответствие не является главным. Он рисует тактильные или двигательные впечатления, а не зримый образ.

В 6 лет уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы). Ребёнок начинает более-менее хорошо рисовать к 7-8 годам.

В 7 лет рисование переходит от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные.

В 8 лет шею, плечи и руки дети рисуют непрерывной линией. Ребенок пытается правдоподобно изобразить перспективу, осмысленно расположить объекты на рисунке, передать динамику, наполнить картинку эмоциями. Чаще всего он рисует человека. Это образ его «я» и свидетельство постоянного стремления к общению.

Срисовывать — это нормально. Так ребёнок учится воспроизводить понравившийся образ.

Ребёнок в 5-7 лет должен научиться ждать и даже уже планировать этапы творчества. Например: — сегодня я буду рисовать, послезавтра я поделку склею, потом нужно подождать несколько дней и я буду покрывать её ещё одним слоем краски.

Дети 9-11 лет

В 9 лет позы в рисунке изменяются и появляются движения. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.

С 10 лет рисунок становится более реалистичным — теряет схематизм и приобретает больше стилистических авторских черт. Появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени.

В 11-12 лет формирование рисунка заканчивается. Далее он лишь совершенствуется.

До 12 лет рано судить о таланте. После — вполне разумно, если ребёнок остаётся в рисовании.

Подростки

В подростковом возрасте рисунок становится еще более реалистичным — окончательно исправляются формы и пропорции. Многие подростки увлекаются стилизацией изображения, изобретением и копированием разных техник.

Психологическая роль рисования снижается. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок, рисуя, выражает свои переживания. У подростка для этого есть осознание и хорошо развитая речь. В целом — на этой стадии развитие рисунка заканчивается и если человек не продолжает занятия, то во взрослом возрасте у него сохраняется детский правдоподобный рисунок. Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.

После 12 лет не все дети остаются в рисовании, даже если до этого много рисовали. Ребёнок начинает относиться к себе более критично и его уже не устраивает продукт его деятельности. А может и критика со стороны отбивает руки. Очень редкие подростки уносят рисование во взрослую жизнь.

В 12-13 лет дети из рисования очень часто уходят в литературу. Очень неприятно и обидно, когда подросток бросает художку после многих лет рисования. Но, если занятия были действительно интересны ребенку, а не маме, то спустя некоторое время (после проверки родителей «на прочность») — он снова к ним вернется. Подростковый возраст — время поиска себя. Возможно, ребенок не видит смысла в занятии рисованием. Предложите ему практическое действие. Например, расписать стены в своей комнате. Подросткам более всех необходима внятная цель — они должны видеть результаты своего труда.