Мероприятия
Новости

ТЕЛЕФОН
   г. Чусовой

Психологической
помощи

0 - 60

 

Примерный
порядок оказания
психологической помощи
несовершеннолетнему

Как приходит вдохновение и развивается фантазия

Как приходит вдохновение и развивается фантазия. Вдохновение приходит через впечатления.

Бытует мнение, что истинно креативных и талантливых людей единицы, а все остальные просто подражают или воспроизводят знакомые образы. На самом деле — это не так.

Все что нас окружает и есть элементы творчества: компьютеры, мебель, карандаши — все это чьи-то гениальные идеи из которых потом генерировались другие гениальные идеи. Креативность берётся не из воздуха — это то, что синтезирует наш мозг из уже увиденного.

Если ребёнок живёт в среде, в которой какие-то вещи отсутствуют, то у него не развивается способность их воспроизводить. Например, ребёнок, у которого нет компьютера или нет опыта работы с ним вплоть до очень зрелого возраста — не будет создавать идеи, как его усовершенствовать, и не будет идей для написания программы. Среда вокруг ребёнка должна быть насыщена эмоционально и познавательно. Чем богаче окружающая среда ребенка — тем ярче и динамичнее будет его фантазия. Чем больше ребенок впитывает информации со стороны, чем больше он путешествует, посещает какие-то мероприятия — тем шире развивается его мозг и улучшается способность думать. Именно поэтому сейчас родители так загружают детей секциями. Что не всегда хорошо. Ребенок, который гуляет по одному маршруту и на одних и тех же площадках, у которого нет разнообразной литературы, разнообразных инструментов для творчества — будет иметь более скупой опыт для воспроизведения творческого процесса. Например, после прохождения художественного курса, где Дина познакомилась с новыми материалами — она вовсю их миксует и даже так, как и не учили на курсе. Или, получив опыт рисования на крупнозернистой бумаге — она использует ее не только для акварели.

Так же с книгами: начав читать комиксы, она и сама уже воспроизводит этот стиль в своих дневниках.

Зеркальные нейроны

Фантазия развивается за счет того, что наш ребёнок общается с преподавателями, детьми, другими взрослыми. Его опыт расширяется за счёт опыта и знаний другого человека и, на основании знаний этого человека — он приобретает свой опыт.

Например, Дина научилась скакать на скакалке и познакомилась с Челябинскими прыгунами. Глядя на них, ей тоже захотела изобрести свой способ прыжков. Это опыт, который она переняла, но он послужил мотивом для креатива.

Детям важно общаться не только с семьей, не только с одним воспитателем — очень важно расширять его социальную среду, чтобы у него были разные педагоги с разными интересами, чтобы он общался с детьми разного возраста на различных мероприятиях или в творческих студиях, секциях. Перенимая этот опыт у другого — ребенок начинает им распоряжаться, прибегая к своей фантазии и мотивации. Для самооценки ребенка значительно лучше, когда он тянется за сверстником, за его опытом, нежели, чем за взрослым.

К сожалению, у не садовских детей, которые сидят дома с бабушкой, мамой или няней нет много различного опыта общения, разных интересов и опыта других детей. Его мышление ограниченнее и, соответственно, приходя в школу — он не имеет возможности общаться и находить быстрые точки сопряжения с другими детьми.

Чем больше у ребёнка такого опыта взаимодействия с разными людьми, чем больше он от них узнает, тем проще этому ребенку социализироваться.

Если ребёнок не ходит в сад — ему показано много секций, много двора, путешествий и развлечений. Это необходимо для того, чтобы накопить этот опыт и в дальнейшем обмениваться им с одноклассниками и со вторым значимым взрослым — учителем.

Когда мама уходит в гиперопеку и супер-тревожность и старается защитить ребёнка — это (в том числе) сказывается и на его воображении. И здесь я хочу сказать, что как только я начала формировать друзей вокруг своей дочери — познавательная активность, благодаря зеркальным нейронам, очень возросла. Чем меньше готового получает ребёнок — тем лучше запускается его креативность. Если ребенку все предоставляется по первому требованию — у него нет потребности что-то придумать. Ребёнок не будет долго играть в домик и 100 куколок, потому что это не продукт его воображения! Этих персонажей ему дали готовыми. Его мышлению не нужно додумывать за персонажей историю. Например, кукла-парикмахер, кукла-доктор или медицинский кабинет — все персонажи и декорации уже готовы! Но, если ребенок будет 2 часа вырезать из коробки домик, потом целый час мама будет его красить, украшать, вырезать шторки, коврики вязать — этот дом будет эмоционально насыщенный и будет в итоге любимым домиком. Когда у ребенка все готово — его фантазия не развивается. У моей Дины были всевозможные игрушки, домики и фигурки, но прошло время и она стала брать коробки, раскрашивать их, вырезать и делать из них дома. В итоге — потом она играла только с ними, настоящие же — забросила.

Такая же история с новогодними костюмами. Нам шили их из того, что было. Дети подыгрывали эмоционально, подкрепляли образ мимикой и жестами. Сейчас у детей готовые костюмы и всем все понятно: фантазировать и додумывать ничего не нужно. А между тем, изготовленная самостоятельно волшебная палочка, когда ребенок накручивал на нее фольгу, дождик, лил блёстки — она гораздо эмоциональней и волшебней, ведь ребенок сам вложил в неё всю магию. Принято считать, что у детей фантазия развита лучше чем у взрослых. Это не так. У детей нет такого зрительного опыта, как у взрослых. Но от того, что взрослым не приходится сейчас выживать — они не включают свое воображение, им некогда креативить, нет повода и нет мотивации, как, например, у ребёнка, когда тот придумывает и что-то изобретает для игры. Но, в отличие от взрослой, — детская фантазия более приземленная, из-за отсутствия большого опыта, насмотренности и впечатлений.

Зона ближайшего развития

Интерес к искусству, как и любой другой интерес, привычки и установки — прививаются через зоны ближайшего развития. Например, если дедушка изучает какой-то регион, то, скорее всего, внук, который проводит время с дедушкой — тоже будет этим интересоваться. Если маме нравится определенный художник и она тщательно изучает его творчество, то, скорее всего, у ребенка проявится этот же интерес.

Границы

Когда мы все разрешаем ребенку, когда у него нет границ, когда мы разрешаем ему идти смотреть телевизор, но при этом остались какие-то незаконченные дела — его фантазия молчит. Когда ему не терпится побежать смотреть мультфильм или пойти скорее в гости, то имеет смысл сказать: «Будь добр, сначала убери свой стол, на котором ты только что лепил и убери игрушки!». В этот момент, пока он будет торопиться — его мозг будет генерировать идеи. Например, невероятные способы убрать все это побыстрее. Часто у детей в такие моменты рождаются целые системы оптимальной уборки. Мари Кондо, например. 

Побуждение / похвала

Если ребёнок нарисовал то, чего еще ни разу не видел и это не похоже на фактическое изображение — вы должны обрадоваться и удивится, а не критиковать и исправлять рисунок. Без родительского поощрения, без сигнала того, что ты всё делаешь правильно — у ребёнка не будет развиваться фантазия и не будет мотивации продолжать.

Свободное творчество / игра. Самое главное

К сожалению, у детей часто нет времени на свободную игру и творчество. Мы возмущаемся, что нужно домашку из музыкалки делать, а он балуется с инструментом и бренчит что-то невнятное. Но именно в свободном творчестве появляются креативные идеи и шедевры. Игра на любимом инструменте в свободной форме, рисунок в любимой технике — всегда должно быть время на свободное творчество и игру. Ребенок имеет право транслировать и выражать себя не только по правилам, — но и по своему желанию. Если опыт из под палки и нет времени на свободную игру, то выдающихся результатов не будет! Талант — это сфера, в которой ребёнок сам готов развиваться. Спросите себя: чья это потребность? Я веду его вопреки или ему интересно? Если кружок корректирует и показан специалистами, то водим нарочно, но талант не проявится в этой сфере.