Мероприятия
Новости
22.04.2024
15.04.2024
12.02.2024
ТЕЛЕФОН
г. Чусовой
Психологической
Примерный |
Работа по формированию дыхания19.11.2013 г.
Работа по формированию дыхания (физиологического, речевого) Речь детей невозможна без правильного речевого дыхания. Дыхание ребенка отличается от дыхания подростка и тем более взрослого человека. Оно имеет слабый выдох, выдох может осуществляться через рот и нос одновременно; ребенку трудно произвольно контролировать правильность своего дыхания, часто говорит на вдохе. Для того чтобы ребёнок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен освоить приемы правильного дыхания. Что такое дыхание? Это физиологический процесс, состоящий из двух фаз – выдоха и вдоха. Человек совершает их неосознанно. Дыхание бывает: • Грудное; • Диафрагмальное; • Диафрагмально-грудное; • Верхнегрудное; • Ключичное. Дыхание важно для отчетливого воспроизведение звуков. Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Для произнесения гласных звуков требуется более сильное и продолжительное дыхание. Для формирования правильного дыхания необходимо6 • Выработать умение пользоваться направленной воздушной струей; • Развить силу выдоха; • Уметь регулировать продолжительность вдоха; • Целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов. Дыхание также можно разделить на речевое и неречевое. Неречевое дыхание осуществляется через нос, состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох и выдох происходят через рот, вдох менее продолжительный, чем выдох (1:3). Отрабатывая правильное речевое дыхание, необходимо придерживаться следующих правил: • Губы при выдохе немного открыты (растянуты в улыбке или сложены трубочкой); • Выдох должен быть продолжительный и плавный; • Предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне его рта; • Не поднимать плечи при вдохе; • Не надувать щеки при выдохе; • Осанка ребенка должна быть правильной (спину надо держать прямо, не сутулиться); • Упражнения должны носить игровой характер. Обучая ребенка правильному физиологическому и речевому дыханию, необходимо придерживаться одного из основных педагогических принципов – от простого к сложному. Отрабатывая физиологическое дыхание и на его основе длительность и силу выдоха, можно использовать дидактические игры на выдувание, сдувание, поддувание. Примеры игр и упражнений для формирования правильного дыхания у детей. «Кто лучше надует игрушку» Вдох носом на счет 1-4, медленные выдох через рот в отверстие игрушки на счет 1-8. «Ёжик» Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги – вдох. Повторит 4-5 раз. «Пилка дров» Дети становятся напротив друг друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя – вдох, руки от себя – выдох. Повторить 5-6 раз. «Дровосек» Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесение слова «Ухххх». Повторить 5-6 раз. «Насос» Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, при этом громко произносить «С-с-с-с-с», руки скользят вдоль туловища. Повторить 5-6 наклонов в каждую сторону. «Летят мячи» Упражнение выполняется стоя. Руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе длительно произносить «Ухххххх». Повторить 5-6 раз. Использованы следующие материалы: • М.Г. Борисенко, Н.А.Лукина «Развиваем речь малыша». • Комплекс дыхательных упражнений Стрельниковой. |