Мероприятия
Новости

ТЕЛЕФОН
   г. Чусовой

Психологической
помощи

0 - 60

 

Примерный
порядок оказания
психологической помощи
несовершеннолетнему

Работа по формированию дыхания

19.11.2013 г.
Работа по формированию дыхания (физиологического, речевого)

Речь детей невозможна без правильного речевого дыхания. Дыхание ребенка отличается от дыхания подростка и тем более взрослого человека. Оно имеет слабый выдох, выдох может осуществляться через рот и нос одновременно; ребенку трудно произвольно контролировать правильность своего дыхания, часто говорит на вдохе.
Для того чтобы ребёнок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен освоить приемы правильного дыхания. Что такое дыхание? Это физиологический процесс, состоящий из двух фаз – выдоха и вдоха. Человек совершает их неосознанно.
Дыхание бывает:
•    Грудное;
•    Диафрагмальное;
•    Диафрагмально-грудное;
•    Верхнегрудное;
•    Ключичное.
Дыхание важно для отчетливого воспроизведение звуков. Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Для произнесения гласных звуков требуется более сильное и продолжительное дыхание.
Для формирования правильного дыхания необходимо6
•    Выработать умение пользоваться направленной воздушной струей;
•    Развить силу выдоха;
•    Уметь регулировать продолжительность вдоха;
•    Целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов.
Дыхание также можно разделить на речевое и неречевое.
Неречевое дыхание осуществляется через нос, состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.
Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох и выдох происходят через рот, вдох менее продолжительный, чем выдох (1:3).
Отрабатывая правильное речевое дыхание, необходимо придерживаться следующих правил:
•    Губы при выдохе немного открыты (растянуты в улыбке или сложены трубочкой);
•    Выдох должен быть продолжительный и плавный;
•    Предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне его рта;
•    Не поднимать плечи при вдохе;
•    Не надувать щеки при выдохе;
•    Осанка ребенка должна быть правильной (спину надо держать прямо, не сутулиться);
•    Упражнения должны носить игровой характер.
Обучая ребенка правильному физиологическому и речевому дыханию, необходимо  придерживаться одного из основных педагогических принципов – от простого к сложному. Отрабатывая физиологическое дыхание и на его основе длительность и силу выдоха, можно использовать дидактические игры на выдувание, сдувание, поддувание.

Примеры игр и упражнений для формирования правильного дыхания у детей.
«Кто лучше надует игрушку»
Вдох носом на счет 1-4, медленные выдох через рот в отверстие игрушки на счет 1-8.
«Ёжик»
Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги – вдох. Повторит 4-5 раз.
«Пилка дров»
Дети становятся напротив друг друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя – вдох, руки от себя – выдох. Повторить 5-6 раз.
«Дровосек»
Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесение слова «Ухххх». Повторить 5-6 раз.
«Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, при этом громко произносить «С-с-с-с-с», руки скользят вдоль туловища. Повторить 5-6 наклонов в каждую сторону.
«Летят мячи»
Упражнение выполняется стоя. Руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе длительно произносить «Ухххххх». Повторить 5-6 раз.




Использованы следующие материалы:
•    М.Г. Борисенко, Н.А.Лукина «Развиваем речь малыша».
•    Комплекс дыхательных упражнений Стрельниковой.