Мероприятия
Новости

ТЕЛЕФОН
   г. Чусовой

Психологической
помощи

0 - 60

 

Примерный
порядок оказания
психологической помощи
несовершеннолетнему

Мишени психокорреционной и профилактической работы с подростком, находящимся в ситуации суицидально риска.

Мишени психокорреционной и профилактической работы с подростком, находящимся в ситуации суицидально риска.

Мишени психокорреционной и профилактической работы с подростком, находящимся в ситуации суицидально риска.

Педагог – психолог МБУ «Психологический центр»

Вахрушева Инна Ивановн 

Аннотация:

Профилактика суицидальной направленности поведения подростков и психологическая поддержка педагогов и родительской общественности, столкнувшихся с суицидальной активностью   подростков может быть построена через развитие и усиление антисуицидальных или жизнеутверждающих факторов. Актуализация эмоциональных связей подростка, развитие его коммуникативных навыков, поощрение ответственности и целеполагания, укрепление стремления вести ЗОЖ и актуализация жизненные ценности выступают мишенями психокорреционной и профилактической работы с подростком, находящимся в ситуации суицидально риска.

Ключевые слова: суицидальные факторы, жизнеутверждающие факторы 

«Однажды в поле человек встретился с тигром. Тигр был голоден и погнался за ним. Убегая от него, человек сорвался и полетел в обрыв.   Неожиданно, ему удалось зацепиться за небольшой ягодный куст, растущий из скалы. Так и висел человек на волоске от смерти между голодным тигром и пропастью снизу, осознавая, что и наверху и внизу спасения нет. И в этот момент его ум начал быстро-быстро работать, а взгляд остановился на одной единственной ароматной ягоде, созревшей на спасительном для него кусте. Держась одной рукой за куст, он ощутил ее спелый аромат, сорвал ягоду и положил ее в рот. Никогда в жизни человек не испытывал подобного наслаждения…»

Подросток, находящийся в состоянии суицидального риска похож на героя этой притчи, зависшего между голодным тигром и пропастью.

Надо понимать, что всегда остается хотя бы одна ягодка, несущая в себе наслаждение – причину жить, позволяющая начать борьбу с тигром и не опускать руки.

Именно эта метафора легла в основу большой работы по профилактике суицидальной направленности поведения с подростками и психологической поддержке педагогов и родительской общественности, столкнувшихся с суицидальной активностью   подростков. 

Любой суицидальной попытке предшествуют серьезные конфликты, эмоциональные потрясения, депрессивные эпизоды, проблемные ситуации, субъективно, не имеющие решения, неудовлетворенные потребности. Цель суицида – поиск решения. Стимул - боль, от которой хочется убежать.[7]

Проживание подросткового возраста относят к факторам суицидального риска.

Статистика мотивов подростковых самоубийств выглядит так:

  • КОНФЛИКТ с окружающими – 94 %

·         В первую очередь с родителями – 66 % или с любимым человеком

  • Переживание ОБИДЫ – 32%
  • Чувство одиночества, стыда, недовольство собой, боязнь наказания – 38%
  • Состояние здоровья – 15 %

Раскрытие суицидально опасных переживаний подростка неотъемлемая часть кризисного вмешательства. Прямые вопросы - «Бывает ли тебе грустно и тоскливо?»/ «Проявляется ли чувство, что жить дальше не стоит?»/ «Возникала ли мысль о самоубийстве?» - даются взрослым достаточно трудно.

Поиск альтернативных способов разрешения кризисных ситуаций возможен при условии налаженного неформального контакта, который в свою очередь, не случается без принятия. Диалог и выслушивание без сомнений и критики, позволяют создать у подростка образ понимающего взрослого, эмоционально включенного и надежного. Проявление заинтересованности душевным состоянием, делами и мыслями подростка создает у него ощущение нужности, значимости. Нет ничего важнее отношений!

«Лучший дар, который   мы получили от природы и который лишает нас права жаловаться – это возможность сбежать.

Природа назначила нам один единственный способ появиться на свет,

но указала тысячи способов, как уйти из жизни». Монтень

 

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей книги жизни,

хотя легко можем бросить саму книгу в огонь» Ж. Санд

 

Приведенные цитаты могут инициировать первые важные вопросы о мыслях и намерениях подростка. Например: «Какой способ ты выбрал, чтобы сбежать из твоей ситуации?» или, используя метафору, «Какие страницы жизни толкают тебя к тому, чтобы сжечь всю книгу?»

Теоретически факторы суицидального риска подробно описаны во множестве источников по исследуемой теме. Обобщение и анализ результатов диагностики несовершеннолетних (учащихся 5-11 классов Чусовского муниципального района в 2014-15 уч. г. (n= 1548); в 2015-16 уч. г. (n= 1766); в 2016 – 17 уч.г. (n= 2366); в 2017-2018 уч.г. –(n= 2897)) с целью выявления групп риска с суицидальной направленностью в поведении, на протяжении ряда лет указывают, что наиболее значимыми факторами суицидального риска являются проблемные «Отношения с окружающими», переживания «Чувства ущербности / неполноценности» , стрессогенные факторы «Несчастная любовь», пробы ПАВ «Алкоголь / наркотики».

Мобилизация адаптивных навыков проблемно – разрешающего поведения достигается путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышающих самоуважение подростка и его уверенности в своих возможностях.

Виктор Франкл писал: «когда человек оказывается не готов привести примеры для своего оправдания жизнеутверждающие аргументы, которые говорили бы против мыслей о самоубийстве - свидетельствует, о непрочности антисуицидальных барьеров и возрастающем суицидальном риске». Выявив психологические установки, подпитывающие суицидальные мысли ищем то, что можно им противопоставить.

Антисуицидальные факторы личности – сформированные позитивные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей личности, душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. Чем больше антисуицидальных факторов, жизнеутверждающих факторов есть у человека, тем сильнее его психологическая защита, внутренняя уверенность и прочнее антисуицидальные барьер.

Таблица противопоставления жизнеутверждающих факторов суицидальным [4]

Суицидальные факторы

Антисуицидальные факторы

Эмоциональная депривация

Выраженная эмоциональная привязанность

Несформированность родственных связей

Родственные связи и обязанности

Эгоизм (эгоцентризм)

Чувство долга, понятие о чести наполнить.

Положительное отношение к суициду

Принятие норм общественного поведения, осуждающих самоубийство

Несформированный образ будущего, несформированный навык целеполагания

Планы, определяющие цель жизни

 

Алкоголизация/ наркотизация

Приверженность здоровому образу жизни

Суженность сознания (Туннельность)

Умение видеть ресурсные возможности

Склонность к негативному восприятию жизни

Позитивное восприятие жизни

Отсутствие смысла жизни

Способность к экзистенциональному осмыслению проблем

Экзистенциональная пустота

Вера


·         Фактор «Выраженная эмоциональная привязанность». Эмоциональные связи спасают в случае кризисов и потерь. Дружба облегчает трудности и возвращает нам утраченные радости.

Подростки с суицидальным настроением находятся в состоянии эмоциональной депривации. Чувствуя свое одиночество, очень трудно выделить кого – то, с кем есть эмоциональная связь. Важно помочь подростку найти тех, кому может доверить в самой трудной ситуации. При построении взаимоотношений недостаточно движений с одной стороны – отношения строятся по инициативе разных сторон. Развивая этот фактор, разработайте схему социального окружения и построения отношений со значимым лицом.

Вопросы: Кого ты считаешь важным человеком в твоей жизни?

/ Кого любишь ты, а кто, как ты чувствуешь, любит тебя? / Чье присутствие для тебя доставляет радость?/ С кем бы ты хотел стать ближе?

·         Фактор «Родственные связи и обязанности» наиболее эффективный жизнеутверждающий фактор - связь с теми, кого мы любим, кто любит нас, сила семейных уз.

Совместное рисование семейной генограммы или заполнение бланка «Наследство», когда подростка побуждают размышлять над тем, какие сходства он смог бы найти со своими ближними кровными родственниками (матерью, отцом, их родителями) позволяют проиллюстрировать многообразие и богатство жизненного опыта поколений, возможно, варианты их проблемо разрешающего поведения.

Однажды я прочла историю, описанную девочкой лишенной родительской опеки по причине   их аморального образа жизни. Она придумала такую историю.

«Люди, пожалуй, похожи на чайные чашки…Одна чашечка изящная из тонкого фарфора, другая с рисунком, яркая, привлекательная, может быть в подарок кому-то расписана. Третья - с чуть заметной трещинкой, другая вовсе с отколотой ручкой. Какие то чашки берегут, выставляют под стеклом, другие же - даже отмывают то редко. Мне очень хочется вырасти, стать сильной, собрать чашки, похожие на моих близких, отмыть их, подклеить и наполнить горячим ароматным чаем. Знаете зачем? Чтобы они согрелись…

·         Фактор «Принятие общественных норм поведения, осуждающих самоубийство»

Подростковому возрасту, как ни какому другому возрастному периоду, свойственно противопоставлять себя и свое поведение обществу и принятым в нем порядкам. Приведите примеры того, что правила, принимаемые в обществе в связи с различными жизненными обстоятельствами, помогали человеку выживать. Жизнь основная ценность во все времена. За нее боролись, ее проявления воспевали (например, строки песни «День победы»). Чувство целостности жизни, сформированные представления о себе, как об индивидуальности, имеющей свое предназначение, дают ощущение равновесия внутреннего мира.

Арсенал техник, способствующих психологу развивать личностную идентичность велик. Проективными ли рисунками, метафорическими ли картами, притчами ли , и множество еще чем, достигайте желания строить планы, создавать правила и законы счастливой и плодотворной жизни. Отлично работают техники краткосрочного психологического консультирования, ориентированного на решения Б.Фурмана и Т.Ахолы, когда проблема формулируется в терминах цели.[6]

·         Факторы «Планы, определяющие цель жизни», «Чувство долга, понятие о чести»

Суицидальные мысли осложняют представление будущего. Подростки часто сомневаются в том, что смогут чего – либо достичь. Поговорите о том, что они имеют уже сейчас, расспросите, о чем мечтали.

Замечательные притчи о каменотесе или о семи чудесах света, видеоролики о Нике Вуйчиче, могут выступить преамбулой этого разговора.

Честь и достоинство помогают нам преодолевать препятствия на пути к цели. Даже если мир не дает нам примеров проявления чести и достоинства каждую минуту, выбрав жизнь, каждый из нас имеет шанс изменить мир. Приводите примеры того, что в кризисе человек многому учится, ищите связь с ежедневной реальностью. В ряде случаев работа по конструированию дальнейшей образовательной траектории, с указанием на имеющиеся способности и интересы, формировала надежду.

·         Фактор «Приверженность ЗОЖ»,«Позитивное восприятие жизни»

Тема ЗОЖ – тема понятная подросткам, но в силу возраста менее актуализирована. Подросток не понимает, почему он теряет сон, аппетит, почему атакует тоска и апатия. Важно учить распознавать маркеры нарушения состояния здоровья. Давать техники совладания с напряжением, страхом; учить навыкам самоподдержки, учить замечать позитивные проявления во всем, инвентаризировать радости и успехи, учить позитивно мыслить. 

Усиливать антисуицидальные факторы - значит развивать эмоциональные связи подростка и его коммуникативную компетентность, поощрять ответственность и целеполагание, укреплять стремление вести ЗОЖ и актуализировать жизненные ценности.

Литература:

1.      Кадыров Р. В. «Посттравматическое стрессовое расстройство. Состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь» СПб Речь 2012

2.      Кучер А.А. Постравматическое стрессовое расстройство. Теория и практика психологической коррекции и реабилитации при ПТСР. Центр психологической помощи «Антистресс» Уфа 2002г.

3.      Ромек В.Г. Контарович В.А. Крукович Е.И. Психологическая помощь в стрессовых ситуациях СПб. Речь 2002 г.

4.      Сакович Н. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. Теревинф 2016

5.      Старшенбаум Г. В.   Суицидология и кризисная психотерапия М. С 77 «Когито-Центр», 2005. - 376 с.

6.      Фурман Бен, АхолаТапани Краткосрочная позитивная психотерапия СПБ Речь 2002.- 237с.