Мероприятия
Новости

ТЕЛЕФОН
   г. Чусовой

Психологической
помощи

0 - 60

 

Примерный
порядок оказания
психологической помощи
несовершеннолетнему

Совещание директоров образовательных учреждений 16.03.2016

Совещание директоров образовательных учреждений 16.03.2016

Совещание директоров образовательных учреждений 16.03.2016
Анализ  эффективности мероприятий
по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в 2015-2016 уч. г.

Руководствуясь постановлением  КДНиЗП Пермского края от 03.12.2014 года № 11
«Об эффективности работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних,
мерах по снижению количества суицидов и суицидальных попыток», на основании  приказов №266 от 16.07.2015 / от 21.09.2015 №320  УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  ЧМР
« О проведении диагностических мероприятий по выявлению групп суицидального риска» все диагностические процедуры, запланированные на текущий учебный год , завершены.
Результативность любой деятельности определяется пониманием ее необходимости,  способностями к ее осуществлению и   степенью желания выполнить эту деятельность качественно. Необходимость  проведения диагностических мероприятий по выявлению групп суицидального риска все мы понимаем.  А вот насколько  результативно мы сумели выполнить эту работу и как прослеживается  уровень  нашей заинтересованности, имеет смысл проанализировать в рамках нашего сегодняшнего совещания. Проанализируем реализуемые мероприятия и полученные результаты с позиции эффективности. (слайд  1)

Процедура диагностики осуществлялась  поэтапно:  (слайд 2)
•    Процедура диагностики предполагала  информирование родителей / законных представителей о проводимой диагностике / Получение согласия родителей несовершеннолетних, недостригших 15 лет на проведение психологической  диагностики.  Тема суицидальной направленности в поведении несовершеннолетних является для большинства из нас  сложной, вызывающей напряжение. Нормальной реакцией человека является реакция избегания напряжённых переживаний и вопросов. Уже на этом этапе от того каким образом мы  анонсируем родителям значимость  данного рода исследований зависит станут  они нашими союзниками или отнесутся негативно.

•    Разъяснение и получение согласия на проведение психологической диагностики несовершеннолетних, достигших15 лет . Процедура тестирования. На тапе предъявления диагностики учащимся важна мотивационная беседа. Если диагностика делается в стол, если результаты остаются «загадкой»  для респондентов, любая последующая диагностика вызывает протест, в открытой форме – «Не буду, Не хочу»,  или скрытый – в виде шутливого отношения.

•    Обработка данных и анализ полученных результатов. Обобщенные результаты ( слайд 3)представлены в виде диаграмм по параллелям учащихся с учетом гендерного различия. Для школ с небольшим количеством учащихся рекомендовано использовать данную форму представления результатов.  Выходя в класс к учащимся или их родителям,  используя соответствующие  диаграммы, важно  уйти от языка цифр и говорить о  проблемных темах для этих конкретных детей нормальным  человеческим языком, используя знания  возрастной психологии.
Школы с большим контингентом учащихся 7-11 классов по образу и подобию могут выстроить  аналогичные диаграммы, отражающие картину факторов суицидального риска в своей школе.
Результаты диагностики должны быть непременно  доведены до сведения педагогов школы.  В концепции стратегии воспитания государство до 2015 года воспитание обозначено приоритетным направлением профессиональной деятельности педагога. Результаты диагностики наглядно отражают проблемные моменты в  развитии современных подростков, и это  особенности  не всех детей вообще, это особенности конкретных детей, учащихся нашего образовательного учреждения.
Далее (слайды 4,5,6) в качестве примера приведены   примеры соответствующих диаграмм. Наличие суицидального риска согласно методике  определяется по выраженности двух факторов «Добровольный уход из жизни» и «потеря смысла жизни»
По итогам  диагностики, проводимой в октябре 2015,  мы имеем выраженность  суицидальных рисков у 3,5 % (32 человека) респондентов от всей выборки. Наибольший риск суицидального поведения диагностируется в выборке учащихся  десятых классов.  Ситуация по параллели 10-х классов выглядит достаточно серьезно в виду того, что в общей выборке респондентов десятиклассники  составляют лишь 12% от общего количества человек, принявших в диагностике, но при этом  11% девушек (7 человек) и 8,7 % (8 человек) юношей  имеют  потенциально высокий риск суицидального поведения.
По  методике «Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)»  помимо непосредственно факторов определяющих степень риска суицидального риска  мы имеем возможность проанализировать  степень выраженности  еще  8  стрессогенныхфакторов, определяющих психологическое состояние несовершеннолетних. (слайд 8)
Эти факторы  выступают мишенями  коррекционной, социально- педагогической работы, психологического сопровождения.  На основании этих факторов может быть проанализирована и скорректирована система воспитательной работы школы под запросы конкретных детей.
Пользуясь случаем, хочу обратить внимание руководителей, что задолго до проведения подобных мониторингов, МБУ «Психологический центр»  осуществляет  профилактическую программу «Курс социально психологической адаптации подростков» для учащихся 8 классов.   Результативность  учащихся курсом напрямую связана с заинтересованностью, пониманием важности обсуждения  сложных для подростков тем,   классного руководителя, администрации школы.

Индивидуальные результаты диагностики по каждому конкретному ребенку повод консолидировать  усилия классных руководителей, родителей , профильных специалистов, психологов, социальных педагогов.
В феврале 2016     психологический центр  разработал  и предложил школам алгоритм проведения педагогического мониторинга.  (слайд 9)  На этапе  предъявления  мониторинга  педагогам мы рассчитывали  повысить заинтересованность учителей посредством   привлечения  административного ресурса, в лице зам. директоров по ВР. Организация пед. совета  преследовала цели  детального анализа диагностируемых параметров. В результате педагогического мониторинга мы смогли  проанализировать  степень психологического комфорта  93% учащихся  7-11 классов, в то время как в октябре диагностику прошли лишь 70% от всей выборки учащихся 7-11 классов. (слайд 10)
В итоге 3,9 % учащихся вошли в группу риска по выраженности факторов суицидальной направленности в поведении. И это реальные дети, которых мы ежедневно видим, знаем особенности их эмоционального реагирования,   по которым заполняем социальные паспорта, отражая  их социальную ситуацию развития.

Таким образом,  сравнивая результаты диагностики выраженности факторов суицидального риска в выборке учащихся 7 -11 классов в октябре 2015 (слайд 11) с результатами педагогического мониторинга, проведенного в феврале 2016 г. (слайд 12) наглядно прослеживается  формальное отношения ряда образовательных учреждений к вопросу профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.  Удивляет, что охватив 100 % контингента учащихся 7-11 классов,  школы не обнаруживают или не демонстрируют  наличия хоть каких- либо  факторов  психоэмоционального напряжения для учащихся.
На слайде 13  вашему вниманию предложено соотношение выраженности  факторов риска суицидального поведения   по данным  мониторинга (февраль 2016).  Наибольшее психоэмоциональное напряжение в целом по всей выборке прослеживается в связи проблемных взаимоотношениях  детей с окружающими людьми / противоположным полом.  Педагоги акцентируют внимание на острых эмоциональных реакциях учащихся на возникающие  трудности, импульсивность в поведении учащихся.  Обращают на себя внимание ощущения неполноценности детей,  неудовлетворенность подростков своей внешностью, физическим обликом.  У большого количества учащихся прослеживается стресс, связанный с оценкой знаний, напряженное психоэмоциональное состояние в связи с контрольными работами и экзаменами. При чем, сильнее этот параметр выражен у учащихся 7 классов в отличие от выпускников. Что еще на наш взгляд подтверждает результативность системной работы,  например, какую школы реализуют в плане формирования удовлетворительной психологической готовности к предстоящим экзаменам у старшеклассников. Еще раз подтверждает необходимость информирования родителей   о результатах диагностики выраженность   и значимость для детей нормальных взаимоотношений с родителями.
Все вышеизложенное  указывает на необходимость  анализа   эффективности мероприятий  по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в каждом образовательном учреждении с учетом его специфики, необходимости мониторинга результативности реализации индивидуальных программ сопровождения учащихся группы риска.
16.03.2016
Педагог – психолог МБУ «Психологический центр»
Вахрушева И.И.