Мероприятия
Новости

ТЕЛЕФОН
   г. Чусовой

Психологической
помощи

0 - 60

 

Примерный
порядок оказания
психологической помощи
несовершеннолетнему

Интерактивное психологическое занятие в рамках родительской конференции "Не надо другого образца" ( Мастер-класс на Форуме психологов Прикамья).

Интерактивное психологическое занятие в рамках родительской конференции "Не надо другого образца" ( Мастер-класс на Форуме психологов Прикамья).

Форум психологов Прикамья 31.10.13 – 01.11.13
Интерактивное занятие для родителей и педагогов « Не надобно другого образца…»

1. В природе масса удивительных вещей! Наверное,  вы слышали про забавный эксперимент с гусятами,  выведенными в инкубаторе, которые начинают следовать за любым, первым попавшимся на их пути движущимся объектом.                     СЛ 2-3
Это явление получило название ИМПРИНТИНГ – «оставлять след, запечатлеть».
Проще говоря, это последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека совокупность убеждений.
Импринтинг проявляется в  бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт.
Замечали ли вы за собой, что, став  взрослыми вы поступаем, реагируем так, как делали это наши родители?

СЛ 4-6
И раз уж мы сегодня собрались в стенах школы, то будем органичны ее законам  и познакомимся с несколькими «Уроками», которые преподадут нам взрослым -  гуси:

•    Когда каждая птица взмахивает крыльями, это создает подъемную силу для птицы, летящей следом. Летя клином в форме V, стая на 71% увеличивает возможную дальность полета, по сравнению с птицей, которая летит в одиночку.
Урок 1: люди, разделяющие общее направление и чувство сообщества могут двигаться к цели быстрее и легче, потому что они двигаются энергией другого.
•    Гуси, летящие клином, подают сигналы сзади, чтобы вдохновить тех, кто впереди, поддерживать скорость.
Урок 5: мы должны быть уверены, что наши сигналы сзади вдохновляют, а не действуют как-то иначе.


Конечно же,  у человека все сложнее:  и можно придерживаться различных точек зрения о важности  наследственности, роли среды и значения активности самого субъекта.
Да, мы  можем быть разных возрастов, даже разных поколений, с различным уровнем образования и собственными взглядами на жизнь, мы создаем  свою неповторимую  семейную среду, особую атмосферу в школе…
Нас с вами, педагогов и  родителей объединяет задача воспитания ребенка, выступающая первостепенной задачей, стоящей перед современным образованием, являющейся социальным заказом государства и общества в целом.

Цель сегодняшней нашей встречи  познакомиться с собой и с нашими установками в отношении наших детей;  Активизация внутренних ресурсов  для преодоления  трудностей во взаимоотношениях с подростком; Рефлексия  личного эмоционального состояния, и его роли во взаимоотношениях.

СЛ 7  из МО О ЧЕЛОВЕКА 21 ВЕКА
Стратегия государства 2020 – новое качество жизни, новая модель роста, новая социальная политика
Человек XXI века
•    Ориентирован на знания и новые технологии
•    Рационально использует свое время и проектирует свое будущее
•    Демонстрирует активное финансовое поведение
•    Стремится расширять собственные жизненные горизонты
•    Ведет здоровый и безопасный образ жизни
•    Признает ценность эффективного социального сотрудничества в условиях глобализации
Любопытно,  в какой мере мы обладаем выше названными  характеристиками?

2. Упражнение «разные точки зрения»  пословицы

3.  индивидуальная работа с бланком
Все мы замечаем, как быстро меняются наши дети.  Некоторые  из нас отмечают, что ребенок сильно вырос, кто - то говорит о существенных  изменениях в поведении и взаимоотношениях с окружающими, другие приводят примеры самостоятельных суждений…
Давайте схематично представим области, в которых подросток реализует себя, где оттачиваются  его коммуникативные умения, формируется самооценка и приобретается опыт решения проблемных ситуаций, как пересечение двух плоскостей: плоскости «взаимоотношений  подростка со сверстниками в школе  и вне школы»  и плоскости «взаимоотношений с взрослыми в школе и вне школьных стен»                              (СЛ 8)




школа    Взаимоотношения со сверстниками    



вне школы
    



    

    
    


        
    Взаимоотношения с взрослыми    

Мы родители можем испытывать различные чувства по поводу  того, как складываются  дела подростка в стенах  школы и за ее пределами.    
Обозначьте в углу пол и возраст вашего ребенка,
и еще одну фигуру из 4 фигур  круг, квадрат, треугольник, зигзаг!
Подумайте, какая из этих 4 областей жизни  наших детей  на сегодняшний день требует  более пристального вашего внимания,  каковы ваши ожидания,   что является причиной ваших волнений? Давайте попытаемся выразить  эти чувства.
Задание:  на схеме любым образом, символом, словом, цветом отразите ваши чувства

Объединяемся в группы   по выбранным фигурам
круг-
квадрат -
треугольник-
зигзаг-

4. работа групп
Задание для групповой работы  Сейчас в режиме  диалога вам предоставляется возможность поделиться своими  ожиданиями, радостями, опасениями,  и волнениями, выслушать друг друга; обозначить, волнующие вас  проблемы
Вопросы к аудитории:   С какой плоскости начали?
Какая плоскость получила наибольшее содержательное наполнение? Какие проблемы  удалось обозначить?  Есть ли  пути  их разрешения?


Давайте проанализируем   нюансы  и значение для детей  обозначенных плоскостей.
а) Чаще всего разговор начинается с плоскости  «взаимоотношения со сверстниками вне школы». Типичные вопросы, волнующие нас родителей: «С кем? и «Чем занимаются?» Каковы ценности и направленность их общения в группе? Какие общие интересы их объединяют?
Чем старше становится ребенок, тем все большее значение для него имеет его положение в группе сверстников.
Принятие сверстниками идентификация с группой, расширение своего ролевого репертуара, поиск путей самоутверждения –  становятся  насущными потребностями  ближе к подростковому  возрасту. Часто потребность в принятии сверстниками значительно превышает потребность в самоуважении. Успехи в среде сверстников ценятся более  всего.  Основная задача  подростка сформировать удовлетворяющую его референтную группу, создающую чувство «Мы».  Как правило, к 15 годам  подростковые группы становятся смешанными, в них рождаются новые эмоциональные отношения. Установление гармоничных взаимоотношений с  противоположным полом – еще одна из важных задач подросткового возраста.
Как мы взрослые выражаем свое отношение к друзьям ребенка? -  
формируем взгляды на окружающий мир, задаем критерии оценки и манеры взаимодействия с окружающими.

б) В плоскости «взаимоотношений со сверстниками в школе» актуальными вопросами, волнующим родителей  являются вопросы психологической безопасности, статус подростка в классном коллективе.  
Делится ли с нами ребенок?
Знаем ли мы,  где он проводит свое свободное время?  
В каких ролях он чаще пребывает в классном коллективе?

в) Характер  взаимоотношений со взрослыми на протяжении всего школьного возраста  претерпевают множество изменений. Если для большинства учащихся младших классов авторитет педагога может быть даже выше родительского, то для подростка характерными становятся  юношеский максимализм, бескомпромиссность оценок и суждений, негативизм, «идеологическая нетерпимость».  
С началом подросткового возраста возникающее чувство взрослости  побуждает активно отстаивать свои права на самостоятельность, изживать свою зависимость от родителей и от взрослых в целом.  Подростковый возраст – второй период резкого отделения от родителей и обретения психологической самостоятельности. Происходит смена авторитетов и,  в то же время, велика потребность в образцах для подражания среди взрослых.
Конечно же, каждого из нас волнует академическая успешность подростка, характер взаимоотношений с педагогами, проблема низкой учебной мотивации. Рост познавательной активности с одной стороны, и  формализм в учебе, со смещением школьных интересов   на  внеучебные с другой стороны  -  точка приложения усилий  и  для педагогов и  для родителей.
Начало профессионального самоопределения,  движение  подростка к осознанию своего предназначения невозможно без поддержки нас взрослых.  
пример: стена с грамотами, ценности достижений

г)Семья  - место, где ребенок овладевает нормами и правилами, обретает ориентиры своих будущих устремлений и ценностей. Характер внешних оценок, и суждений в  адрес подростка во многом определяет  степень его уверенности в своих силах,  степень его самоуважения.  Дом, наши семейные традиции – ресурсы развития человека!  За самыми обыденными простыми вещами, например, такими как семейный обед, скрываются модели взаимоотношений с миром в целом.
Какие семейные традиции создают у ребенка состояние причастности, нужности и значимости  для близких?
•    Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем; Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
•    Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
•    Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;
•    Снимать авторитарные позиции в общении с детьми.
•    
пример: «морковка в супе»; «девочка, перешедшая через перекресток без мамы»

5. Проблемные ситуации возникают в любой их этих областей. Вопрос в том, какой опыт обретают наши дети, решая эти сложности?  Какие способы разрешения проблемных ситуаций имеют они в своем арсенале?
Любая затруднительная ситуация вызывает  у нас определенные эмоции, мы что – то по этому поводу думаем и начинаем определенным способом себя вести.
Индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями называют коппинг – стратегиями СЛ 9 -12  . Базовыми стратегиями решения проблемных ситуаций принято считать – активную позицию, поиск поддержки и избегание проблемы.
Вниманию собравшихся представляются типичные  коппинг – стратегии, решения проблемных ситуаций подростками.


Жизненные сферы    Стратегии преодоления проблемных ситуаций
    Младшие школьники
(7- 11 лет)    Подростки
(12 – 15 лет)
СЕМЬЯ (Детско - родительские и семейные взаимоотношения)    Альтруизм    Сохранение апломба
СВЕРСТНИКИ (Взаимоотношения со сверстниками)    Чувство вины  
Изоляция      Изоляция
Чувство вины
ШКОЛА (Взаимоотношения с педагогами)    Отвлечение  
Отрицание
Агрессивность     Поиск решения проблем
Ориентация на мнение значимых близких
Отрицание / Избегание
Агрессивность
ШКОЛА (Трудности в учебной деятельности)    Поиск решения проблем
Чувство вины
Сохранение апломба Агрессивность     Сохранение апломба

Как видно, в поведенческих детских  стратегиях  в наименьшей степени представлены сотрудничество, альтруизм, придание  проблеме смысла  и поиск поддержки.  Чаще всего ребенок остается наедине со своими чувствами  или подавляет их. На лицо слабое владение конструктивными способами  выхода их проблемных ситуаций. Неумолима статистика мотивов подростковых самоубийств, согласно которой,  в 94% случаев  суицидальная попытка вызвана конфликтом  с окружающими (в первую очередь с родителями – 66% или с любимым человеком); в 32% - переживанием обиды; в 38 %  –чувством одиночества, стыда, недовольства собой и боязнью наказания СЛ 14.

Давайте  вернемся к началу  нашего сегодняшнего разговора –  у нас есть вполне определенные ожидания в адрес наших детей, мы вполне отчетливо  понимаем их проблемы… Вопрос в том, какие образцы  отношений и  решений мы демонстрируем своим детям?
Без таких ориентиров, ребенок похож на отправляющегося в плавание путешественника, на худеньком суденышке, да еще и плотном тумане.                         СЛ 13

Вопрос к аудитории: Что же делать?
Давайте еще раз обратимся к своим схемам, чего в них больше, принятия или критики, отношения как к суровым испытаниям,  или гордости за то, что наши дети становятся все более самостоятельными? Какие чувства теперь вызывает ваш рисунок? Ведь самая важная интерпретация – это не значение используемого цвета или образа, а   ваши чувства, именно они являются индикатором того, насколько  комфортно проживает школьные годы ваш сын или дочь.

В целом на воспитание  безусловное влияние оказывает стиль взаимоотношений взрослых членов семьи. Уже аксиомами являются утверждения:
•    Личность ребенка – результат сложившихся с ним взаимоотношений
•    Большинство проблем ребенка решается при налаживании семейных взаимоотношений

Каждый из нас нуждается в подтверждении значимости своего существования. Характер взаимоотношений определяет становление индивидуальности ребенка. Мы, взрослые - образцы отношения и  поведения. Ребенок учится у нас не на наших словах, а на делах и поступках. И частые «провокации» в адрес взрослых это не  что иное,  как шанс для нас продемонстрировать пути конструктивного разрешения проблем и затруднений. Подростки нуждаются в этих образцах, проверяя фальшивы ли декларируемые нормы поведения и то, как мы поступаем в обыденной жизни. Понять причины затруднений подростка, распознать его желания,  показать возможные варианты, выражая  уверенность в его  способностях – все это возможно, когда мы говорим с ребенком.

Мудро  изречение: «Рыбак, поймавший рыбу – накормил сына однажды. Рыбак, научивший сына ловить рыбу – накормил его на всю жизнь».  

Забавный материал Ильи Степанова попался  мне однажды во всемирной паутине - Люди племени Инта (в переводе «сыновья озера») считают, что  рыбача удобнее грести одной ногой. Руки остаются свободными для сетей. Все из детства. Если бы отец с малых лет учил грести руками, а сеть забрасывать ногами – так бы и было  СЛ .15

6. О ДТД  СЛ 17
7.сюжет «Что это?»