Мероприятия
Новости

ТЕЛЕФОН
   г. Чусовой

Психологической
помощи

0 - 60

 

Примерный
порядок оказания
психологической помощи
несовершеннолетнему

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К РЕАЛИЗАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К РЕАЛИЗАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

И.И. Вахрушева г. Чусовой, МБОУ «Психологический Центр»

В данной публикации представлен анализ результатов диагностики склонности несовершеннолетних к реализации различных форм отклоняющегося поведения, которая проводилась в образовательных учреждениях Чусовского МР в рамках комплекса мероприятий, направленных на профилактику авитальной активности в подростковой среде. Исследование проводилось в III учебной четверти 2011-12 уч. г. и осуществлялось с использованием стандартизированного теста - опросника А. Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению». Шкалы: склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному (зависимому) поведению, склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к деликвентному поведению. Респондентами исследования выступили пятнадцатилетние учащихся 9- 11 классов из 22 образовательных учреждений. Всего 1047 человек, из которых 569 девушек и 478 юношей. Причиной отклонения поведения принято считать несогласованность между целями, выдвинутыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. (Р. Мертон, Э. Дюркгейм Актуальные проблемы девиантного поведения Сб. ст. / РАН ин. Социол – М, 1995) Источник девиации - наличие в обществе социального неравенства, высокая степень различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. (Я.И. Гилинский Девиантное поведение подростков: Состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. СПб., 1994) Обработка результатов осуществлялась отдельно по мужской и женской выборкам. Готовность давать социально желаемые ответы, снижающие достоверность полученных результатов, демонстрируют 17% девушек и 21% юношей. В выборке девушек - 71% не склонны к аддиктивным проявлениям в поведении, у 60% не выявлено предрасположенности к реализации агрессивного поведения. Юноши (80%) в меньшей степени, чем девушки (61%) склонны к реализации различных форм аутоагрессивного поведения. Более 60% юношей демонстрируют предрасположенность к реализации деликвентного поведения, склонны к отрицанию общественных норм, правил и образцов поведения, склонны противопоставлять свои ценности общегрупповым, имеют тенденцию «нарушать спокойствие» и искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Высокая предрасположенность к реализации различных форм отклоняющегося поведения выявлена у 9% девушек и 13 % юношей с достоверными результатами. Ярче всего выражена склонность к деликвентному поведению. 3 % от всей выборки девушек с достоверными результатами имеют выраженную склонность к самоповреждающему поведению, низкую ценность собственной жизни, проявляющуюся в склонности к риску и выраженной потребности в острых ощущениях. При этом обнаружена склонность к реализации комплекса связанных между собой форм девиантного поведения. Например, выраженная тенденция к пренебрежению общественными нормами и правилами при низком уровне волевого контроля поведения, сочетается с ярко выраженной склонностью к деликвентному поведению с аутоагрессивной направленностью. Что свидетельствует о высоком уровне дезадаптации личности. В группе риска юношей преобладает склонность к деликвентным формам поведения, к так называемым статусным правонарушениям. Из числа вошедших в группу риска юношей, 27% склонны к реализации агрессивных поведенческих моделей, что свидетельствует об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия. Слабость волевого контроля отмечается у 12% юношей, вошедших в группу риска. Формы проявления отклоняющегося поведения в выборках юношей и девушек различны: девушки, группы риска склонны реализовывать различные формы аутоагрессивного поведения; юноши, группы риска демонстрируют склонность к реализации агрессивных тенденций. Трактуя девиантное поведение как форму проявления дефицита морального и нравственного развития личности в нашем обществе, нужно учитывать, что это еще и язык общения подростка с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Девиантное поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости. По мнению многих исследователей, период подросткового возраста и дисфункции семейных отношений являются первостепенными факторами риска в отношении деликвентных проявлений в поведении. Психолого – педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на помощь подростку в осознании закономерностей окружающего мира, выработку нравственных представлений о социальных и духовных ценностях.